МБОУ "СОШ с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области"
с. Волоконовка
  • Инклюзивное образование


    Обеспечение условий для организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с инвалидностью

    "Мы делаем все, чтобы ребята, которые имеют определенные ограничения по здоровью, могли учиться и развиваться наравне со сверстниками и использовать все возможности, которые перед ними открыты".

    Министр просвещения Сергей Кравцов.

    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.

        Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий». 

    созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми-инвалидами:

    •       школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    •         прием детей на обучение по адаптированным образовательным программам осуществляется на основании рекомендаций ПМПК и с согласия родителей; 
    •       по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
    •         в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог; тьютор
    •        для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;  
    •          все учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, спортивные залы, столовая доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    •         для доступа в школу имеется пандус;
    •         имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,  в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
    •      электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается  доступ обучающихся, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
    •       специально оборудованная сенсорная комната, в которой имеются необходимое оборудование для обучения и развития детей с нарушением слуха, зрения, с нарушениями интеллекта, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Пространство комнаты включает в себя несколько зон: логопедическую, сенсорную, зону для групповой и индивидуальной психологической работы, релаксационную зону.
    Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении







    Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

    Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

    Имеющиеся формы обучения:

    -по индивидуальному учебному плану.

    При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВТЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

    В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

    В наличии адаптированные образовательные программы.

    Специально оборудована сенсорная комната.

    Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для доступа в здание имеется пандус. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо, инвалидная коляска







    Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Для организации питания обучающихся в школе имеется столовая. Питание осуществляется согласно действующему законодательству.

    Обучающимся, признанных инвалидами, и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляется бесплатное двухразовое питание.

    Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.

    Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.

    Столовая расположена на первом этаже. В обеденном зале столовой оборудована гигиеническая зона, где расположены раковины с подачей холодной и горячей воды.

    Доступ лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую возможен.

    Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Здание оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

    Оказание доврачебной первичной медицинской помощи в школе  осуществляется медицинским работником. 

    Созданы  условия  для  оздоровления обучающихся, для занятий физической культурой и спортом;

    Определена оптимальная учебная и внеучебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул;

    Осуществляется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,

    Обучающиеся проходят периодические медицинские осмотры;

    Соблюдаются требования безопасности обучающихся во время пребывания в Школе;

    Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ППк школы (психолого - педагогическим консилиумом школы). Составляются индивидуальные маршруты сопровождения обучающихся на год.

    Проводятся  санитарно-противоэпидемические  и  профилактические мероприятия; 












    Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

    В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

    Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ. На официальном сайте имеется версия для слабовидящих.

    В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

    Информационная база школы оснащена:

    - электронной почтой;

    - локальной сетью;

    - выходом в Интернет;

    - функционирует официальный сайт школы.

    Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в  компьютерном классе на 2 этаже.

    Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.

    В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры),  электронные учебники.

    Кадровое обеспечение образования

    (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ 100% педагогов.

    Имеется педагог-психолог, социальный педагог,  педагог-дефектолог, логопед, тьютор

    Нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование

    Методические материалы 

    Педагогам

    Родителям

    Методические рекомендации. Эффективные практики

    Контроль качества обучения в условиях инклюзии. Методические рекомендации

    Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья для разных уровней образования

    Методические рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях

    Классификатор методик клинико-психолого-педагогического изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Современный инклюзивный урок: методические рекомендации

    Трудные жизненные ситуации в семье ребенка с ОВЗ или инвалидностью: Методический комплект для специалистов служб ранней помощи, психологов ППМС-центров и образовательных организаций

    Памятка о мерах по организации ознакомления обучающихся с ОВЗ с правилами поведения в ситуации оповещения об опасности и порядке действий педагогического работника  

    Методика разработки, отбора и структурирования тестовых заданий для промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, получающих основное общее образование: методические рекомендации

    Доступная среда для инвалидов: современные подходы и решения. Методическое пособие 

    Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях. Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций

    Перечень реализуемых адаптированных общеобразовательных программ и курсов

    Дополнительное образование детей с ОВЗ

    Приказ Минпросвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.

    Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196"

    Письмо Минпросвещения России от 30 декабря 2022г. № АБ-3924/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации")

    Методические рекомендации для родителей по выбору и использованию ресурса дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

    Методические  рекомендации  для  педагогов-психологов образовательных организаций по использованию дополнительного  образования  как  ресурса профессиональной  ориентации и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью 

    Сборник лучших практик дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость
    (интеллектуальные нарушения)

    Методические  рекомендации  по  реализации  дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью посредством  дистанционных  образовательных  технологий

    Методические рекомендации по разработке и адаптации дополнительных  общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (по уровням освоения программы)

    Методические  рекомендации  по  особенностям  организации дополнительного образования детей с ограниченными  возможностями здоровья  и инвалидностью по направленностям  дополнительных  общеобразовательных  программ  (художественная,  техническая,  естественнонаучная, физкультурно-спортивная,  туристско-краеведческая  и  социально-педагогическая)

    Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    Специальные условия для образовательного процесса и коррекционно-развивающих занятий

    Имеется оборудованная сенсорная комната. 

    Имеются: логопедические тренажеры для коррекции устной и письменной речи, настенное зеркало и зеркала индивидуальные для проведения артикулярной гимнастики, муляж артикулярного аппарата, пособия по обследованию речевого развития детей, по развитию внимания, памяти и логического мышления, формированию звукопроизношения, формированию фонематического восприятия и звукового анализа, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, наборы логопедических игр, компьютерные логопедические программы, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста и с детьми начальных классов.

    Кабинет педагога-психолога оборудован: рабочими столами, мягкой мебелью, столами для детей, компьютерной техникой, разнообразным материалом для проведения коррекционно-развивающей работы (дидактические и развивающие настольные игры), учебными пособиями для развития познавательной сферы.

    Входные ворота в здание школы  имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара

    Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок

    Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебном корпусе Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников

    Входные двери промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Вход в здание оснащен поручнями. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов

    В учебном корпусе сооружен туалет для инвалидов-колясочников. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова.

    Обучающиеся с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих

    Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе, спортивная площадка, спортивный зал, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике