МБОУ "СОШ с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области"
с. Волоконовка
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»

    Информация о введении новых стандартов дошкольного образования

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отражает согласованные социально – культурные, общественно – государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

     Стандарт:

    • Продвигает ценность развивающего образования (вариативность, выбор, преемственность, основанная на законах возраста);
    • Призван обеспечить развивающий характер ДО в дошкольных организациях (учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка);
    • Закладывает основы проекта системы развивающего дошкольного образования.

    В федеральном государственном образовательном стандарте:

    • Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
    • Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
    • Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
    • Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

    Стандарт не является основанием для:

    • Оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
    • Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

     При разработке стандарта учтены:

    • Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
    • Возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

     Предметом регулирования стандарта являются отношения, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

     Стандарт утверждает основные принципы:

    • Поддержки разнообразия детства;
    • Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
    • Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
    • Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
    • Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающем миром;
    • Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
    • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
    • Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

     Стандарт преследует следующие цели:

    • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
    • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
    • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

    Стандарт решает задачи:

    • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
    • Сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
    • Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
    • Формирования социокультурной среды.

    В стандарте:

    • Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
    • Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
    • Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
    • Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

     Очень четко прописаны требования к развивающей предметно – пространственной среде. Предлагается развивающая предметно – пространственная среда, которая должна обеспечивать:

    • Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
    • В случае организации инклюзивного образования необходимы для него условия;
    • Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

     Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы дошкольного образования:


    - у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
    - ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
    - ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
    - ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
    - ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
    - ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
    - ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
    - ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
    - ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
    - ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
    - ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
    - ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
    - ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
    - ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
    - у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
    - ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
    - ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
    - ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
    - ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
    - ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
    - ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
    - ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
    - ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
    - ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
    - ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
    - ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
    - ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
    - ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
    - ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
    - ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
    - ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
    - ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
    - ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
    - ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    Стандарт является основой для:

    Основной образовательной программы начального, основного, среднего общего образования

    Переход на ФГОС-21 НОО, ФГОС 21-ООО, ФГОС СОО

    Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03  О направлении методических рекомендаций

    Министерство просвещения Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

    Переход на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2023-2024 учебном году  (просто и доступно для родителей)

    Переход на федеральные ООП с 01.09.2023 г.

    Информация для родителей

    ИНФОРМАЦИЯ о введении федеральных основных общеобразовательных программ

    Переход школ на реализацию ФООП запланирован до 1 сентября 2023 года. При этом обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы.
    Приказ Министерства просвещения от 23.11.2022 № 1014 ФОП СOO_2022
    Приказ Министерства просвещения от 16.11.2022 № 993 ФОП OOO_2022
    Приказ Министерства просвещения от 16.11.2022 № 992 ФОП НОО_2022
    ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст 1 ФЗ об обязательных требования в РФ от 14.09.2022г.

    Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ)

     Что такое ФОП (или ФООП) ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы. Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего
    Какая цель у внедрения ФООП Создание единого образовательного пространства во всей стране
    Что входит в ФООП Учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы
    Что будет обязательным для всех школ Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
    Как будут применять ФООП Школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП
    Что будет с углубленным обучением Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения
    Когда школы перейдут на ФОOП Переход школ на ФООП запланирован к 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФООП до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ)

     На пути к переходу к обновленным ФГОС

    Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования"). 

    Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС

    Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.

    Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП регионального уровня

    Приказ Министерства образования Белгородской области от 17.04.2023 № 1222 «Об организации работы по введению федеральных основных общеобразовательных программ»

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Локальные акты
    • Планы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie